Могила была разделена деревянными перегородками на три части, а именно: поперечной перегородкой она делилась пополам, на части южную и северную, а последняя в свою очередь, разделялась второй перегородкой, шедшей перпендикулярно к первой, опять-таки на равные части -восточную и западную. В каждом из отделений могилы находилось по покойнику.
Ниже я выскажу свой взгляд на майкопское захоронение в целом, сейчас же остановлюсь на захоронении в южной камере могилы, поскольку подлежащие исследованию гравированные рисунками сосуды оказались при этом покойнике.
Погребенный в южной камере лежал посредине ее в скрюченном положении на правом боку, головою на юг, а лицом на восток. Руки его были подняты к голове, костяк густо залит ярко-красной краской, оказавшейся суриком.
Носители майкопской культуры, как показывают погребения, были солнцепоклонниками. И кромлех (солнечный круг) вокруг кургана и окрашенные красным суриком (цвета восходящего солнца) костяки погребенных и их молитвенная поза с обращенным на восток лицом с воздетыми к восходящему солнцу руками, все это с достаточной убедительностью говорит о культе людей Майкопа.
В одном, современном майкопской культуры, ашуйском тексте, спатуле и XIX в. до н. э., в молитве вывезенных из Ашуи и проданных в Библ рабов, есть слово "моление", "молиться". Современные потомки ашуйцев - абхазы донесли от этой далекой эпохи это слово.
В ретроспективном плане оно обозначает не «ноги хватать», как вне истории толкуют мне этот глагол сейчас абхазы, а имел значение «рассвета молнии ловить». Положение костяков погребенных майкопских людей поддерживает такое ретроспективное понимание абхазского глагола молиться. |